Бумага, ксилография. 400х300 (237х184). Коллекция В.С. Геворкяна.
В советском искусстве (как и в советской идеологии) насильственная ломка устоев и традиций народов, вошедших в состав СССР, трактовалась как освобождение от вековой косности, принесение знания. Кравченко изображает один из моментов расправы с традиционным для Средней Азии элементом женского костюма – паранджой. Паранджа, закрывающая лицо женщины и делающая ее безликой, трактуется здесь как элемент старого мира, который с приходом советской власти уходит в далекое прошлое. «Это самый известный лист цикла. Место действия – Средняя Азия, вероятно Узбекистан. Внутренний двор медресе заполнен народом. Кое-где – бородатые лица мужчин в чалмах; многие из них смотрят на происходящее неодобрительно, угрожающе поднимают палки. В центре двора – костер. Сверкающие языки пламени переходят в густой черный дым, витками поднимающийся к небу… Портал и аркады здания на заднем плане делают гравюру монументальной. Между куполом и извивами дыма от костра сияет солнце. Свет побеждает тьму, невежество, религиозные предрассудки – вот вывод, к которому сразу же приводит содержание листа…». Кеменов В.С. «Алексей Кравченко». Л., 1986. с. 122