Фаворский Владимир Андреевич

1886 — 1964
Акватинта

Русский и советский художник, график и монументалист, выдающийся мастер гравюры и искусства книги, теоретик искусства. 

Родился в Москве в семье юриста, выходца из духовенства, и художницы-акварелистки С. О. Шервуд, дочери знаменитого архитектора. Учился в частной художественной школе К. Ф. Юона (класс И. О. Дудина), посещал вечерние скульптурные классы Строгановского училища (1903–1905), занимался в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907). 

Изучал историю искусства в Мюнхенском (1905–1907) и в Московском университетах (1907–1913).

Путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. В 1907 г. занялся ксилографией, обратился к торцовой гравюре на дереве и в 1910 г. впервые экспонировал свои работы на XVII выставке «Московского товарищества художников». 

В 1922—1928 гг. входил в объединение «Четыре искусства». В 1932—1933 гг. начал систематически работать для театра, им выполнены декорации ко многим спектаклям МХАТа, Театра имени МОСПС, Театра имени Вахтангова и других. 

Основной массив произведений Фаворского выполнен в технике торцовой гравюры на дереве. Работа с книгой (иллюстрации, оформление) играла важную роль в творчестве мастера. 

Художник разработал особую теорию оформления книги («Теория композиции», «Теория графики» и «Теория книги»), понимая ее как цельный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало неразрывно сочетается с функцией, логика раскрывается через пропорции разворота, сквозные ритмы, композицию и место иллюстраций, орнамента и заставок.

В 1941—1943 гг., во время эвакуации в Самарканд, Фаворский работал в линогравюре и создал большую «Самаркандскую серию», которая была закончена после войны в Москве. Его опыты в линогравюре оказались такими же успешными, как и в ксилографии. Всю жизнь Фаворский много преподавал: в Московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН) заведовал кафедрой ксилографии графического факультета (1920–1930), был профессором Полиграфического института (1930–1934), профессором кафедры керамики Московского института прикладного и декоративного искусства (1941–1948). 

Он не только воспитал несколько поколений советских графиков и монументалистов, он создал свою школу. Среди тех, кто учился у него гравюре — А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, Г. Кравцов, М. Пиков, О. Амосова-Бунак, Ф. Семенов-Амурский, Е. Голяховский, А. Миролюбова, Л. Жолткевич, И. Голицын и многие другие. Умер в Москве.

Гравюры художника

Все гравюры художника
  • Охотный рядОхотный ряд
    1939 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.

  • 1932 г.
  • Портрет Данте. 1-й вариантПортрет Данте. 1-й вариант
    1933 г.
  • Сон о страшной любвиСон о страшной любви
    1933 г.
  • Разговор с доннами о любвиРазговор с доннами о любви
    1933 г.
  • Сон о смерти госпожиСон о смерти госпожи
    1933 г.
  • Беатриче среди звездБеатриче среди звезд
    1933 г.
  • Отелло и Дездемона в совете дожа. ФронтисписОтелло и Дездемона в совете дожа. Фронтиспис
    1946 г.
  • Отелло рассказывает о своей жизниОтелло рассказывает о своей жизни
    1946 г.
  • Встреча Отелло и Дездемоны на КипреВстреча Отелло и Дездемоны на Кипре
    1946 г.
  • Отелло и ЯгоОтелло и Яго
    1946 г.
  • Кассио и ЯгоКассио и Яго
    1946 г.
  • Отелло и ДездемонаОтелло и Дездемона
    1946 г.
  • АрбаАрба
    1944 г.
  • ОсликиОслики
    1943 г.
  • Разговор о порохеРазговор о порохе
    1942 г.

  • 1924 г.

  • 1924 г.

  • 1924 г.

  • 1924 г.

  • 1950 г.

  • 1950 г.

  • 1933 – 1934 г.

  • 1921 г.

  • 1921 г.