Петербург был любимой темой мастеров «Мира искусства», они обращались к ней постоянно, словно подтверждая свою приверженность городу. В альбомах «Петербург» (1922) А.П. Остроумовой-Лебедевой и «Петербург в 1921 году» (1923) М.В. Добужинского эта тема интерпретирована созвучно времени. У каждого – свой взгляд, свое восприятие города.
Добужинскому близок Петербург Достоевского, город окраин и тупиковых переулков с покосившимися фонарями, сырыми дворами-колодцами и петляющими «каналами с темной водой, в которой дрожат и рушатся отражения доходных домов». Художник показывает город мрачный и гнетущий, почти страдающий, открывающий постороннему взгляду то, что должно быть сокрыто. Словно по контрасту, А. Остроумова-Лебедева видит и изображает совсем другой Петербург - стройно-классический, с большими просторами площадей и волнами широкой реки.
Образ города пронизан у нее острым лиризмом, широкие панорамы, вдоль которых свободно движется взгляд, открываются с высоты птичьего полета. Петербург в ее литографиях отрешен от обыденности, он прекрасен и вечен в своих чертах. Так, один и тот же город предстает перед зрителем в совершенно разных обличьях – то обыденно, буднично, неприметно, то парадно, возвышенно и радостно.