Марк Шагал прожил
долгую, плодотворную и счастливую жизнь в искусстве, он принадлежал к тем выдающимся
художникам, которые не укладываются в рамки одного стиля или течения, не принадлежат
какой-либо национальной школе и более всего в своем формировании обязаны самим себе.
Шагал работал в самых разных сферах искусства - занимался живописью, рисунком, витражом,
скульптурой и шпалерой. Особой и очень важной областью его деятельности была книжная
иллюстрация. На протяжении почти шестидесяти лет он создал множество гравюр, иллюстрирующих
литературные произведения – «Моя жизнь» (1922-1923), «Мертвые души» Н. Гоголя (1927),
«Басни» Лафонтена (1930), «Библия» (1931-1939, 1952-1956) и др. Все эти книги являются
малотиражными изданиями, так называемыми l`iveres d`art или livres de peintre. Они
отпечатаны на хорошей бумаге, не сброшюрованы, украшены авторскими гравюрами и имеют
автографы художника.
«Мертвые души» Н.
Гоголя – одна из таких выдающихся книг. Иллюстрации к поэме были заказаны Шагалу
знаменитым парижским издателем и коллекционером Амбуазом Волларом. Будучи в Берлине,
Шагал получил письмо от своего давнего парижского приятеля поэта Блэза Сандрара,
который сообщал, что Воллар, крупнейший парижский маршан и издатель, хочет заказать
ему иллюстрации для большой книги и что для получения этого заказа надо приехать
в Париж. «Возвращайся, ты здесь знаменит, и Воллар тебя ждет», - писал Шагалу Б.
Сандрар в 1922 году. В сентябре 1923 года Шагал прибыл во французскую столицу.
При первом же личном
свидании Воллар предложил – по своему обыкновению полусерьезно, полунасмешливо –
сделать иллюстрации к юмористически рисующей русские нравы повести графини де Сегюр
«Генерал Дуракин» («Le general Dourakine», 1863). Но Шагал настоял на «Мертвых душах».
Всегда восхищавшийся Гоголем, еще в 1917 году написавший композицию «В честь Гоголя»,
он в самом начале 1920-х годов делал макеты и костюмы для постановки «Ревизора»
в Государственном еврейском театре в Москве.
Иллюстрации к «Мертвым
душам» были задуманы и выполнены Шагалом в офорте, вернее в том сложном и изменчивом
сочетании разных форм гравюры на металле, совокупностью которых он только что овладел
в Берлине и которые весьма условно именуются офортом, а на самом деле являются сочетанием
традиционного линейного офорта с акватинтой, гравюрой сухой иглой, механическими
способами обработки доски с помощью рулетки и иных инструментов. При этом далеко
не каждый раз художник прибегает к столь сложной гравюрной «кухне» - он работает
и в чистом офорте или гравюре сухой иглой, пользуется сочетанием этих двух техник
и офорта с акватинтой. Мастерски варьируя технические приемы и прибегая к неожиданным
композиционным построениям, Шагал получает в свои руки богатейшую палитру пластических
возможностей и достигает с ее помощью поразительной силы образного решения.
Работа шла интенсивно
– уже к концу того же 1924 года было выполнено около шестидесяти офортов, а в январе
1926 года Шагал сообщал, что гравюр сто, работа эта им окончена и теперь дело за
Волларом. В 1927 году тираж всей серии офортных иллюстраций был отпечатан. Небольшое
число комплектов оттисков находилось в свободном распоряжении Воллара и самого Шагала
с целью экспонирования на выставках, а основная часть тиража была депонирована для
книжного издания, с которым Воллар почему-то не спешил (впрочем, так же поступал
он со многими другими своими изданиями). И хотя с самого начала печатать «Мертвые
души» намечено было в лучшей французской типографии Imptimerie National, Воллар
продолжал на протяжении всех 1930-х годов оттягивать реализацию своего же замысла
и так его сам не осуществил (он погиб, попав под машину, в июле 1939 года).
Прошла вторая мировая
война, и только спустя двадцать лет по окончании работы над офортами, в 1947 году,
изданием книги занялся в сотрудничестве с Идой Шагал, дочерью художника, выдающийся
французский издатель следующего поколения – Е. Териад. Книга вышла в свет осенью
1948 года в виде двух массивных несброшюрованных томов (в общем футляре) с иллюстрациями
на вкладных листах, каковыми стали сохранившиеся оттиски офортов тиража 1927 года
(см. Ю.А. Русаков. «Марк Шагал - книжный иллюстратор». СПб., 2000, с. 138-160.).
Именно эти иллюстрации
стали предметом нашей виртуальной выставки, и мы хотим познакомить всех интересующихся
искусством Шагала с весьма ценной и интересной частью творческого наследия мастера.