Петербургский
собиратель графики Кирилл Авелев определил свои художественные предпочтения
формулой числа п = 3,14…, за которой скрываются имена трех Петров, задавших в нулевых
главный вектор развития графического (и не только) искусства в СПб: Петр Белый,
Петр Швецов и Петр (Пеетер) Аллик (эстонский график, регулярно выставлявшийся в
Петербурге).
Двухтысячные годы прошли без каких-либо серьезных художественных потрясений. На фоне вялости и дезориентированности общей массы искусства, эксперименты в современной экспрессионистской графике, которая имеет в Петербурге традицию, восходящую к Ордену Нищенствующих Живописцев 1950-х годов, выглядит подлинным очагом энергии, связанной с балтийской почвой. Отличительной чертой этого явления, ярко заявившего о себе в начале прошлого десятилетия, стала попытка «растормошить» старые классические техники графики, вывести на актуальный уровень выразительности. Художники шли на плотный контакт с материалом, не стесняясь примешивать к туши масло, рисовать на газетах и салфетках, работать с непомерными для графики форматами, растягивать гравюру цифрой до баннерных размеров...
Этот головокружительный графический «триП», двинувший графику к новым рубежам, прежде всего связан с формальными и техническими поисками. Характерной чертой нового явления, при всей его иногда агрессивной колючести и шероховатости, является отсутствие традиционно характерного для экспрессионизма критического пафоса, модной ныне протестности и сюжетности в целом. Эти мотивы ясно различимы только у хорошо известного на нашем северо-западе эстонца Аллика (он победитель VII Калининградской биеннале графики), который чуть старше остальных и тяготеет к некоторой холодной сюрреалистичности манеры. Экзистенциальные мотивы и жесткие тени самолетов Белого, «ставящие крест» на городах (сам лауреат Премии Кандинского, похоже, «поставил крест» на графике), и «светотене-фактурный» телесный «театр» Швецова, достигающий эффектов, сравнимых с мраком Гойи и гримасами Тулуз-Лотрека, говорят не об ужасе перед хаосом бытия, а о неизмеримых красотах Божьего мира, могущих проявляться в самых на вид зверских, неприглядных субстанциях и образах.
Амбициозный разгон в техническом новаторстве и потенциальная энергия, пульсирующая в графике из коллекции Кирилла Авелева, а также изысканный вкус и талант созерцания, характерный для всех экспонируемых мастеров, вселяют надежду на развитие находок «нулевых» в искусстве нового десятилетия. Эта компания, по мнению коллекционера, определила самые актуальные тенденции в развитии традиционных техник прошлого десятилетия. Вместе их работы образуют выставку «Графический triП», прошедшую в залах Малого Манежа с 17 по 24 апреля 2011 года.
Андрей Хлобыстин
Искусствовед
Коллекция Кирилла Авелева в своем роде уникальна. Хотя бы
потому, что так называемое "папочное" (от слова "папка")
коллекционирование современной станковой графики – явление в наше время крайне
редкое. Но еще более удивителен тот факт, что Авелев собирает графику в
основном печатную, отношение к которой, даже в кругах людей, профессионально
связанных с искусством, часто весьма высокомерно. Главный "грех"
печатного искусства – тиражность – в сочетании с черно-белым аскетизмом
колорита порой заслоняют от публики его художественные достоинства. В подобных
условиях искренний интерес собирателя к творчеству современных художников еще
более ценен и вызывает уважение. Кириллу Авелеву удалось собрать прекрасную
коллекцию лучших мастеров печати Санкт-Петербурга за последние 30 лет.
Выставка «ГРАФИЧЕСКИЙ triП» посвящена части коллекции, в которую вошли произведения пяти авторов, созданные в первое десятилетие XXI века. Можно сказать, что художники, работы которых показаны здесь, представители одного поколения – последнего поколения детей советской империи, чье вступление в сознательную жизнь совпало с распадом страны. Они наследники архитектурных, идейных и ценностных руин. Их творческое становление происходило в безвременье переходного периода, в сбитой системе координат, в отсутствие признанных критериев и ориентиров. Художественный язык каждого сформировался согласно личному темпераменту и качеству дарования под влиянием нравственного и социального хаоса окружающего мира, который и стал для них главным источником вдохновения. Они анализируют, переживают, примеряют на себя различные аспекты бытия людей, предметов, символов, идей ускользающей эпохи. При всей индивидуальности эстетических кодов они объединены брутальной жесткостью почерка и мрачной безаппеляционностью художественного высказывания. Искусство этих художников определяет стилистическую картину графики нулевых годов.
Екатерина Климова
искусствовед,
Заведующая отделом гравюры ГРМ
Собирать графику я начал в середине 90-х годов. В 2001-2002 годах познакомился с Петром Белым и Петром Швецовым, чуть позднее, на выставке в НоМИ, – с Пеетером Алликом. С приобретением работ этих художников возникла идея объединить графические листы этих авторов в одном проекте под знаком числа П. Позднее, в 2011 году, в связи с выставкой в Малом зале ЦВЗ «Манеж» я вернулся к этой мысли, расширив круг участников (Ирина Васильева и Валерий Гриковский). На экспозиции представлены работы художников одного поколения, творчество которых сформировалось в 00-х и определило брутальную эстетику графики этого периода. Формат Музея гравюры подразумевает чисто эстампную выставку, поэтому в виртуальную экспозицию не вошли станковые рисунки Валерия Гриковского и серия листов «Белье» Петра Швецова.
Кирилл Авелев
Коллекционер
www.avelev.ru