Ксилография

Ксилография (от греч. xylon — дерево, grapho — рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок — с XV в.

Ксилография — самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI—VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе — в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры — спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают — именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг — при печати оно будет белым, а рисунок — черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии — дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях — в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами — точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro — светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень — с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. — Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики — портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Гравюры в этой технике

Все гравюры в этой технике
  • Портрет старухиПортрет старухи
    Гончаров А. Д.
  • РезчикРезчик
    Юдовин С. Б.
  • Старуха в лавкеСтаруха в лавке
    Юдовин С. Б.
  • На рынкеНа рынке
    Юдовин С. Б.
  • В колхозВ колхоз
    Юдовин С. Б.
  • ОленьОлень
    Юдовин С. Б.
  • Птица и виноградПтица и виноград
    Юдовин С. Б.
  • Львица и цветокЛьвица и цветок
    Юдовин С. Б.
  • Олень с яблокомОлень с яблоком
    Юдовин С. Б.
  • ЕдинорогЕдинорог
    Юдовин С. Б.
  • Лев в цветахЛев в цветах
    Юдовин С. Б.
  • Reconnaissance of oil tanksReconnaissance of o…
    Белый П.
  • Лондон. Эстамп для альманаха OT’TISKЛондон. Эстамп для …
    Белый П.
  • Мост. Эстамп для альманаха OT’TISKМост. Эстамп для ал…
    Белый П.
  • Уголь. Эстамп для альманаха OT’TISKУголь. Эстамп для а…
    Белый П.
  • Московские воротаМосковские ворота
    Белый П.
  • Без названияБез названия
    Белый П.
  • АвтопортретАвтопортрет
    Гончаров А. Д.
  • Натюрморт со свечойНатюрморт со свечой
    Гончаров А. Д.
  • Александр НевскийАлександр Невский
    Гончаров А. Д.
  • М. Бубенчиков. Белая береза. ИллюстрацияМ. Бубенчиков. Бела…
    Гончаров А. Д.
  • Крейцвальд. Калевипоэг. ИллюстрацияКрейцвальд. Калевип…
    Гончаров А. Д.
  • Крейцвальд. Калевипоэг. ИллюстрацияКрейцвальд. Калевип…
    Гончаров А. Д.
  • Шекспир. Король Лир. ИллюстрацияШекспир. Король Лир…
    Гончаров А. Д.
  • И. Гете. Фауст. ИллюстрацияИ. Гете. Фауст. Илл…
    Гончаров А. Д.
  • И. Вирта. Одиночество. ИллюстрацияИ. Вирта. Одиночест…
    Гончаров А. Д.
  • И. Вирта. Одиночество. ИллюстрацияИ. Вирта. Одиночест…
    Гончаров А. Д.
  • Г. Уэллс. Человек-невидимка. ИллюстрацияГ. Уэллс. Человек-н…
    Гончаров А. Д.
  • М. Сервантес. Дон-Кихот. ИллюстрацияМ. Сервантес. Дон-К…
    Гончаров А. Д.
  • М. Горький. Песня о соколе. ИллюстрацияМ. Горький. Песня о…
    Гончаров А. Д.
  • Софокл. Антигона. ИллюстрацияСофокл. Антигона. И…
    Гончаров А. Д.
  • Гейне. Избранное. ИллюстрацияГейне. Избранное. И…
    Гончаров А. Д.
  • Хемингуэй. Рог быка. ИллюстрацияХемингуэй. Рог быка…
    Гончаров А. Д.
  • Портрет Хемингуэя. ИллюстрацияПортрет Хемингуэя. …
    Гончаров А. Д.
  • П. Мериме. Души чистилищаП. Мериме. Души чис…
    Гончаров А. Д.
  • П.Мериме. Переулок госпожи Лукреции. ИллюстрацияП.Мериме. Переулок …
    Гончаров А. Д.
  • ЛодкиЛодки
    Кравченко А. И.
  • КупаниеКупание
    Кравченко А. И.
  • СудостроителиСудостроители
    Кравченко А. И.
  • Лодки у причалаЛодки у причала
    Кравченко А. И.
  • Сцена в полеСцена в поле
    Кравченко А. И.
  • На заводской проходной. Заводские яслиНа заводской проход…
    Кравченко А. И.
  • Мать дитя. Будущее страны социализмаМать дитя. Будущее …
    Кравченко А. И.
  • Бай на верблюдеБай на верблюде
    Кравченко А. И.
  • Освобождене женщны Востока. Сожжение паранджиОсвобождене женщны …
    Кравченко А. И.
  • Чудо Николая МирликийскогоЧудо Николая Мирлик…
    Купреянов Н. Н.
  • Пейзаж с радугой, мельница и короваПейзаж с радугой, м…
    Купреянов Н. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.

  • Масютин В. Н.
  • Деревянный домДеревянный дом
    Митрохин Д. И.
  • ШтормШторм
    Митрохин Д. И.
  • Женщина с книгойЖенщина с книгой
    Митрохин Д. И.
  • ОгородОгород
    Митрохин Д. И.
  • НатюрмортНатюрморт
    Митрохин Д. И.
  • Продавец фруктовПродавец фруктов
    Митрохин Д. И.
  • ПивнаяПивная
    Митрохин Д. И.
  • Мальчик с собакойМальчик с собакой
    Митрохин Д. И.
  • Пейзаж с играющими детьмиПейзаж с играющими …
    Митрохин Д. И.
  • Северный городСеверный город
    Митрохин Д. И.
  • ИзвозчикиИзвозчики
    Митрохин Д. И.
  • НатюрмортНатюрморт
    Митрохин Д. И.
  • Человек с трубкойЧеловек с трубкой
    Митрохин Д. И.
  • Улица с извозчикамиУлица с извозчиками
    Митрохин Д. И.
  • Натурщица и манекенНатурщица и манекен
    Митрохин Д. И.
  • Женщина с ребенкомЖенщина с ребенком
    Митрохин Д. И.
  • ПетрорайрабкоопПетрорайрабкооп
    Митрохин Д. И.
  • ЛодкиЛодки
    Митрохин Д. И.
  • Рыбацкий колхозРыбацкий колхоз
    Митрохин Д. И.
  • Ремонт лодкиРемонт лодки
    Митрохин Д. И.
  • Человек с рыбойЧеловек с рыбой
    Митрохин Д. И.
  • В портуВ порту
    Митрохин Д. И.
  • СадовникиСадовники
    Митрохин Д. И.
  • ДворДвор
    Митрохин Д. И.
  • На берегуНа берегу
    Митрохин Д. И.
  • УлицаУлица
    Митрохин Д. И.
  • ЗимаЗима
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • СоснаСосна
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Букет в вазеБукет в вазе
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Весна. СнегВесна. Снег
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • В паркеВ парке
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • КипарисыКипарисы
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Море. КамниМоре. Камни
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • В портуВ порту
    Кравченко А. И.
  • В парке. ТополяВ парке. Тополя
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Липовая аллея и памятник Павлу IЛиповая аллея и пам…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Крепость «Бип»Крепость «Бип»
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Группа деревьев около «Белой березы»Группа деревьев око…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Деревья около «Колоннады Аполлона»Деревья около «Коло…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Скрипичный мастер Страдивари в своей мастерскойСкрипичный мастер С…
    Кравченко А. И.
  • «Храм дружбы» среди пейзажа«Храм дружбы» среди…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Круглый прудКруглый пруд
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Пейзаж около «Пль-башни»Пейзаж около «Пль-б…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Вербы около Ново-сильвийского мостаВербы около Ново-си…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Пейзаж лунной ночьюПейзаж лунной ночью
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С.Цвейг. Новеллы. ОбложкаС.Цвейг. Новеллы. О…
    Кравченко А. И.
  • Дорога к «Белой березе»Дорога к «Белой бер…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Перспектива от Константиновского дворцаПерспектива от Конс…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Легенда о сестрах-близнецах". Иллюстрация.С. Цвейг "Легенда о…
    Кравченко А. И.
  • Пейзаж около Висконтиева мостаПейзаж около Вискон…
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Легенда о сестрах-близнецах". Иллюстрация.С. Цвейг "Легенда о…
    Кравченко А. И.
  • С. Цвейг "Страх". ИллюстрацияС. Цвейг "Страх". И…
    Кравченко А. И.
  • Вид на дворец. ДождьВид на дворец. Дождь
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Страх". ИллюстрацияС. Цвейг "Страх". И…
    Кравченко А. И.
  • ВечерВечер
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Мендель-букинист". Иллюстрация.С. Цвейг "Мендель-б…
    Кравченко А. И.
  • РадугаРадуга
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Письмо незнакомки". Иллюстрация.С. Цвейг "Письмо не…
    Кравченко А. И.
  • НочьНочь
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Письмо незнакомки". Иллюстрация.С. Цвейг "Письмо не…
    Кравченко А. И.
  • Дождливый деньДождливый день
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • С. Цвейг "Улица в лунном свете". Иллюстрация.С. Цвейг "Улица в л…
    Кравченко А. И.
  • С. Цвейг "Амок". Иллюстрация.С. Цвейг "Амок". Ил…
    Кравченко А. И.
  • Долина речки СлавянкиДолина речки Славянки
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Ворота и дорога на «Этюп»Ворота и дорога на …
    Остроумова-Лебедева А. П.
  • Охотный рядОхотный ряд
    Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.
  • Портрет Данте. 1-й вариантПортрет Данте. 1-й …
    Фаворский В. А.
  • Сон о страшной любвиСон о страшной любви
    Фаворский В. А.
  • Разговор с доннами о любвиРазговор с доннами …
    Фаворский В. А.
  • Сон о смерти госпожиСон о смерти госпожи
    Фаворский В. А.
  • Беатриче среди звездБеатриче среди звезд
    Фаворский В. А.
  • Отелло и Дездемона в совете дожа. ФронтисписОтелло и Дездемона …
    Фаворский В. А.
  • Король ГвидонКороль Гвидон
    Купреянов Н. Н.
  • Отелло рассказывает о своей жизниОтелло рассказывает…
    Фаворский В. А.
  • Встреча Отелло и Дездемоны на КипреВстреча Отелло и Де…
    Фаворский В. А.
  • Мельница. Пейзаж с радугойМельница. Пейзаж с …
    Купреянов Н. Н.
  • Отелло и ЯгоОтелло и Яго
    Фаворский В. А.
  • Кассио и ЯгоКассио и Яго
    Фаворский В. А.
  • Портрет В.К.В. (Вера Константиновна Васильева)Портрет В.К.В. (Вер…
    Купреянов Н. Н.
  • Отелло и ДездемонаОтелло и Дездемона
    Фаворский В. А.
  • Иллюстрация к пьесе А. Ремизова "Действо о Георгии Храбром". Титульный листИллюстрация к пьесе…
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Битюг (2-й вариант)Битюг (2-й вариант)
    Купреянов Н. Н.
  • Портрет С.Н.К. (Сергей Николаевич Купреянов, дядя художника). ИгрокПортрет С.Н.К. (Сер…
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.

  • Фаворский В. А.
  • Трое за столом. Пейзаж с радугойТрое за столом. Пей…
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Натюрморт. Девочка и кошкаНатюрморт. Девочка …
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Асеев Н. Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы. ИллюстрацияАсеев Н. Сентимента…
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Гладильщица (Наталья Сергеевна Изнар)Гладильщица (Наталь…
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Московский КремльМосковский Кремль
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Троице-Сергиева ЛавраТроице-Сергиева Лавра
    Купреянов Н. Н.

  • Фаворский В. А.
  • Мать художникаМать художника
    Купреянов Н. Н.
  • Портрет А.С. ПушкинаПортрет А.С. Пушкина
    Хижинский Л. С.
  • Двойной портрет (Ю.М. Бонди и Н.И. Голейзовская)Двойной портрет (Ю.…
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.
  • Погрузка фелукиПогрузка фелуки
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.
  • Книжный знак Н.Н. КупреяноваКнижный знак Н.Н. К…
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.
  • Книжный знак А.М. ЭфросаКнижный знак А.М. Э…
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.
  • Книжный знак Э. Хвалевика (1-й вариант)Книжный знак Э. Хва…
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.
  • Книжный знак Е.Н. КупреяновойКнижный знак Е.Н. К…
    Купреянов Н. Н.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.

  • Хижинский Л. С.
  • В.И. Ленин после окончания гимназии в 1887 годуВ.И. Ленин после ок…
    Шиллинговский П. А.
  • Казанский университет, в котором учился В.И. Ленин в 1887 годуКазанский университ…
    Шиллинговский П. А.
  • Ростральная колонна у Биржи. Из серии «Петербург. Руины и возрождение»Ростральная колонна…
    Шиллинговский П. А.
  • Петроград. Александровский проспект в 1922 годуПетроград. Александ…
    Шиллинговский П. А.
  • Бахчисарай. Фонтан Шах-БулатБахчисарай. Фонтан …
    Шиллинговский П. А.
  • Бахчисарай. Ханские баниБахчисарай. Ханские…
    Шиллинговский П. А.
  • Бахчисарай. Сапожные рядыБахчисарай. Сапожны…
    Шиллинговский П. А.
  • Бахчисарай. Аркады мечетиБахчисарай. Аркады …
    Шиллинговский П. А.
  • Казань. Спасская башняКазань. Спасская ба…
    Шиллинговский П. А.
  • Казань. Башня КремляКазань. Башня Кремля
    Шиллинговский П. А.
  • Елабуга. Дом И.И. ШишкинаЕлабуга. Дом И.И. Ш…
    Шиллинговский П. А.
  • Пушкинский заповедник. Петровское. МостикПушкинский заповедн…
    Шиллинговский П. А.
  • Пушкинский заповедник. Петровское. ДорогаПушкинский заповедн…
    Шиллинговский П. А.
  • Ереван. Мельничная улицаЕреван. Мельничная …
    Шиллинговский П. А.
  • Ереван. БуйволыЕреван. Буйволы
    Шиллинговский П. А.
  • ГрузияГрузия
    Шиллинговский П. А.
  • Из серии «Осажденный город»Из серии «Осажденны…
    Шиллинговский П. А.
  • Из серии «Осажденный город»Из серии «Осажденны…
    Шиллинговский П. А.
  • Из серии «Осажденный город»Из серии «Осажденны…
    Шиллинговский П. А.
  • ВолгаВолга
    Шиллинговский П. А.
  • ГазетчикГазетчик
    Юдовин С. Б.
  • Старик на солнцеСтарик на солнце
    Юдовин С. Б.
  • У Черной ТроицыУ Черной Троицы
    Юдовин С. Б.
  • Старик у окнаСтарик у окна
    Юдовин С. Б.
  • Улица в местечкеУлица в местечке
    Юдовин С. Б.
  • СапожникСапожник
    Юдовин С. Б.
  • Уголок местечкаУголок местечка
    Юдовин С. Б.
  • Улица в местечкеУлица в местечке
    Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.
  • Расстрел демонстрантов на лестнице в Одессе в 1905 годуРасстрел демонстран…
    Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.

  • Юдовин С. Б.
  • Вербы около дворцаВербы около дворца
    Остроумова-Лебедева А. П.