Резцовая гравюра

Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving) — старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск. Таким образом, это разновидность глубокой печати.

Возникновение этого вида гравюры связано с ремеслом, в основе которого лежало украшение резьбой различных металлических изделий — ювелирное и оружейное дело. В эпоху Средневековья для большей декоративности врезанные в металл линии заполняли цветным веществом — чаще всего чернью. Такое изображение можно было отпечатывать на бумаге или сходном с ней материале, и эти оттиски играли роль образцов, используемых в работе оружейниками и «золотых и серебряных дел мастерами». Впоследствии, уже в 1-ой половине XV века, появилась и резцовая гравюра, которая на протяжении столетия совершенствовалась в работах анонимных мастеров орнамента, а уже к концу XV- началу XVI века достигла расцвета в творчестве таких выдающихся мастеров, как М. Шонгауэр и А. Дюрер в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, Лука Лейденский в Нидерландах. В XVII, XVIII, XIX веках резцовая гравюра была вытеснена офортом, и только в начале XX века к ней вновь обратились художники-графики.

В России резцовая гравюра на металле появилась в XVI веке, ее использовали для книжной орнаментики. В XVII веке она распространилась благодаря украинским мастерам, но широко стала применяться только с петровской эпохи — гравированные виды Петербурга Михаила Махаева и братьев Ивана и Алексея Зубовых, гравюра в сочетании с офортом портретистов Е. Чемесова, Г. Скородумова. В дальнейшем она уступила место другим техникам — прежде всего, офорту и литографии. В XX веке резцовую гравюру как технику для изготовления оригинальных эстампов возродили Д. Митрохин и Г. Верейский, вдохнув в нее новую жизнь.

Гравюры в этой технике

Все гравюры в этой технике
  • УлицаУлица
    Митрохин Д. И.
  • Набережная. У парапетаНабережная. У парап…
    Митрохин Д. И.
  • ЦПКиО им. КироваЦПКиО им. Кирова
    Митрохин Д. И.
  • ЦПКиО им. КироваЦПКиО им. Кирова
    Митрохин Д. И.
  • РыбакиРыбаки
    Митрохин Д. И.
  • Букет в вазеБукет в вазе
    Митрохин Д. И.
  • Куры под деревьямиКуры под деревьями
    Митрохин Д. И.
  • На улицеНа улице
    Митрохин Д. И.
  • ОзероОзеро
    Митрохин Д. И.
  • Ленинград. ЗимаЛенинград. Зима
    Митрохин Д. И.
  • На улицеНа улице
    Митрохин Д. И.
  • Городской пейзаж с машинойГородской пейзаж с …
    Митрохин Д. И.
  • В паркеВ парке
    Митрохин Д. И.
  • Цветы ирисыЦветы ирисы
    Митрохин Д. И.
  • ПионыПионы
    Митрохин Д. И.
  • Яблоко и орехи. ФруктыЯблоко и орехи. Фру…
    Митрохин Д. И.
  • В сквереВ сквере
    Митрохин Д. И.